
Вопрос профессиональной подготовки рабочих кадров для предприятий промышленности, торговли и сферы обслуживания городского округа депутаты обсудили в ходе заседания комитета по социальным вопросам. Участие в работе комитета приняли руководители профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов рабочих профессий, представив анализ ситуации в сфере профобразования, его востребованности в молодежной среде.
На сегодняшний день в городе действуют три учреждения начального профессионального образования и политехнический колледж. Профили, по которым училища готовят специалистов, по-прежнему востребованы на рынке труда. Однако, в силу объективных обстоятельств, в числе которых - последствия демографического кризиса, учреждения профобразования переживают нелегкие времена.
В некоторых учебных заведениях план набора студентов сократился вдвое, что, в условиях подушевого финансирования, незамедлительно привело и к сокращению квалифицированного преподавательского состава. В связи с переходом на новые образовательные стандарты, сокращаются и сроки обучения студентов. По словам директора торгово-кулинарного училища № 86 Л.И. Дворниковой (Лидия Ивановна), все это приводит к тому, что к моменту получения диплома студенту еще не исполнится и 18, то есть по трудовому законодательству, он не может быть трудоустроен. По этой же причине не могут допустить студента до прохождения практики на промышленном предприятии.
На этом фоне не менее актуальной является проблема формального отношения предприятий к социальному партнерству с учреждениями профессионального образования. Чаще всего, договоренность о социальном партнерстве так и остается перечнем обязательств, закрепленным подписями руководителей. «На практику учащихся берут охотно, но при этом рассматривают их как бесплатную рабочую силу. Вопрос оплаты труда практиканта, так же как и стимулирования труда его наставника даже не рассматривается производственниками», – подчеркивают руководители образовательных учреждений. Такая ситуация приводит к снижению мотивации и студента, и его наставника, а в результате снижается качество практической подготовки выпускника. С недополученными знаниями и навыками молодые специалисты приступают к трудовой деятельности. В лучшем случае, в рамках социального партнерства, собственники предприятий оказывают разовую помощь в ремонте учебных классов, адресно поощряют студентов.
Вопрос качества профессиональной подготовки рабочих кадров приобретает все большее значение и создает предпосылки к решению проблемы на государственном уровне. По итогам работы комитета депутаты приняли решение рекомендовать исполняющему обязанности Главы города И.А. Гусарову (Игорь Анатольевич) обсудить этот вопрос с собственниками предприятий. В настоящий момент принято решение провести рабочее совещание с собственниками предприятий, в ходе которого будут рассмотрены возможности более эффективного взаимодействия в вопросах подготовки рабочих кадров.